План работы
Школьного информационно-библиотечного центра (ШИБЦ)
МБОУ «ШИСОО» с. Самбург Пуровского района
на 2021- 2022 учебный год
Цель и задачи ШИБЦ
Цель: способствовать формированию мотивации пользователей к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого полноценного доступа к информации.
Задачи:
активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы приобщения детей к чтению, возможно через электронные издания и Интернет-проекты;
пополнить фонд новой художественной и детской литературой с помощью акции «Подари книгу школе»;
продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качества обслуживания пользователей;
формировать комфортную библиотечную среду;
обучать читателей пользоваться книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
формировать эстетическую культуру и интерес к здоровому образу жизни;
организовать досуг в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, обучающихся для развития содержательного общения и воспитания культуры.
Услуги, оказываемые ШИБЦ:
Работа с библиотечным фондом и его сохранностью
№п/п |
Содержание работ |
Сроки выполнения |
Ответственные |
1 |
Приёмка и обработка поступившей учебной литературы: оформление накладных, запись в книгу «Регистрация учебников», штемпелевание. |
По мере поступления |
Библиотекарь |
2 |
Приём и выдача учебников |
Май - сентябрь |
Библиотекарь |
3 |
Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников, акции-декламации «Береги учебник») |
1 раз в четверть |
Библиотекарь |
4 |
Составление перечня необходимых учебников, планируемых к использованию в новом учебном году с согласованием с руководителями МО, завучами по ОП. |
В течение года |
Библиотекарь |
5 |
Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях литературы |
В течение года |
Библиотекарь |
6 |
Диагностика обеспеченности обучающихся школы - интерната учебниками на 2021-2022 уч.год |
Сентябрь |
Библиотекарь |
7 |
Расстановка и проверка фонда, работа по сохранности фонда. |
В течение года |
Библиотекарь |
8 |
Контроль за правильностью расстановки книг в фонде |
Раз в неделю |
Библиотекарь |
9 |
Своевременный прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений |
По мере поступления |
Библиотекарь |
10 |
Списание литературы и учебников |
В конце 2021-2022 учебного года |
Библиотекарь |
11 |
Контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий (работа с должниками) |
Один раз в месяц |
Библиотекарь |
Справочно-библиографическая и информационная работа.
Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний
№ п/п |
Содержание работ |
Сроки выполнения |
Ответственные |
1 |
Формирование информационно-библиографической культуры: «Знакомство с библиотекой» для обучающихся первых классов |
Сентябрь-Ноябрь |
Библиотекарь |
2 |
Выполнение справок по запросам пользователей. |
В течение года |
Библиотекарь |
3 |
Консультации и пояснения правил работы у книжного фонда |
В течение года |
Библиотекарь |
4 |
Обзоры новых книг |
По мере поступления |
Библиотекарь |
5 |
Организация выставок просмотра новых книг |
По мере поступления |
Библиотекарь |
6 |
Ведение журнала учёта библиографических справок |
В течение года |
Библиотекарь |
7 |
Проведение библиотечных уроков, пропаганда ББЗ |
В течение года |
Библиотекарь |
Работа с читателями.
Массовая работа:
№ п/п |
Содержание работ |
Сроки выполнения |
Ответственные |
1 |
Проведение читательских конференции с уч-ся старших классов |
В течение года |
Библиотекарь, воспитатели, учителя. |
2 |
Проведение мероприятии к юбилеям русских и северных писателей и поэтов. |
В течение года |
Библиотекарь |
3 |
Конкурсы чтецов среди младших школьников |
Октябрь, апрель |
Библиотекарь |
4 |
Проведение мероприятий, посвященным памятным датам. |
В течение года |
Библиотекарь |
№ п/п |
Содержание работ |
Сроки выполнения |
Ответственные |
Участие во всероссийских образовательных акциях |
В течение года |
Библиотекарь Уч-ся 9-10 |
|
Включение в план работы лагеря с дневным пребыванием детей «Доброград» |
Май |
Библиотекарь Начальник лагеря |
|
Составление списка художественной литературы «Читаем летом» для уч-ся 1-10кл. |
Май |
Библиотекарь |
Книжные выставки:
№ п\п |
Содержание работы |
Срок исполнения |
Место проведения |
1 |
В помощь учебному процессу |
||
2 |
Выставка учебно-методических комплектов «В помощь учителю» |
в течение года |
1 – 11 классы |
3 |
Выставки учебных изданий к предметным неделям. |
в течение года |
5 – 11 классы |
4 |
Беседы о жизни и творчестве писателей и поэтов. |
в течение года |
2 -11 классов |
5 |
Выставка книг – юбиляров 2021-2022гг. |
в течение года |
Библиотека |
6 |
-Выставка – рекомендация «Прочтите – это интересно». |
в течение года |
Библиотека |
2 |
В помощь социализации личности |
||
1 |
Выставка – размышление «Здоровый образ жизни – это модно» |
В теч. года |
8-11 классы |
2 |
Нравственное воспитание |
||
3 |
Обзор – выставка «Общение с искусством – залог душевного здоровья». |
3 четверть |
Библиотека |
4 |
Обзор – выставка «Войди в мир прекрасного». |
Библиотека |
|
3 |
Экологическое воспитание |
||
1 |
Обзор – выставка «Мой край родной, задумчивый и нежный». |
сентябрь |
Биб-ка |
2 |
Обзор – выставка « Защитим нашу планету» |
март |
Библиотека |
3 |
Беседы, викторины о природе |
В теч. года |
5 -9кл. |
Индивидуальная работа:
№ |
Содержание работы |
Сроки |
1 |
Рекомендательные беседы при выборе и сдаче книг и консультации у книжных полок. |
В течение года |
2 |
Беседы о прочитанном. |
В течение года |
3 |
Беседы о новых книгах, поступивших в библиотеку. |
В течение года |
Обслуживание читателей:
№ |
Содержание работы |
Сроки |
1 |
Привлечение в библиотеку читателей: - оформить распорядок работы библиотеки, - сверить списки уч-ся по классам, - результаты анализа чтения уч-ся довести до учителей, воспитателей и родителей (на родительском собраниях в классах, в интернате), - провести обзоры новых книг по классам, - подбор литературы для написания докладов и рефератов, - помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям, - работа с задолжниками, -организовать запись в библиотеку первоклассников. Для этого: а) Оформить выставку книг « Для тех, кто учится читать» б)Провести посвящение в читатели, « Прощание с азбукой» в) Провести обзоры детских книг и новых поступлений. - подготовить и провести «Неделю детской книги» по отдельному плану |
Август Сентябрь В т. г. В т. г. В т. г. В т. г. В т. г. январь Март Апрель |
2 |
Руководство чтением: - провести беседы: - о правилах библиотеки - выбор книг - правила обращения с книгой - правила пользования книгой с выставки, - регулярно проводить рекомендательные беседы о прочитанном при обмене книг читателями, - регулярно изучать интересы читателей. -оформить плакат « Лучшие читатели нашей библиотеки». |
В т.г. В т.г. В т.г. В т.г. В т.г. В т.г. 1четверть |
Работа с библиотечным активом:
№ |
Содержание работы |
Сроки |
-выделить актив читателей - провести занятия по работе с фондом, - обработка книг, - принимать активное участие в проведении рейдов по сохранности учебников, - привлекать актив к массовой работе, - работа с задолжниками, |
Сентябрь в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года |
Работа с педагогическим коллективом:
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы; - обзоры новых поступлений по предметам на МО; - информирование классных руководителей о чтении детей; - информирование о новых программах и учебниках; - оформление стенда: « Внимание новые книги» Уроки выбора профессии. «Сделай свой выбор». - подбор книг в помощь проведению предметных недель, общешкольных и классных мероприятий; - помощь в подборе книг при работе над методической темой школы, для подготовки педсоветов, заседаний методических объединений. |
Май В течение года |
Профессиональное развитие библиотекаря.
№ |
Содержание работы |
Сроки |
1 |
Посещение семинаров МО, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, использование опыта лучших школьных библиотекарей. |
В течение года |
2 |
Работа по самообразованию по теме: «Руководство чтением учащихся». |
В течение года |
3 |
Повышение качества библиотечно-информационных услуг на основе использования новых технологий: компьютеризация библиотеки, использование электронных носителей |
В течение года |
План работы с учебным фондом
№ |
Содержание работы |
Сроки |
1 |
Составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учетом их требований. |
Март- апрель |
3 |
Контроль за выполнением сделанного заказа. |
В течение года |
4 |
Прием и техническая обработка поступивших учебников: оформление накладных. |
В течение года |
5 |
Оформление отчетных документов. |
В течение года |
6 |
Прием и выдача учебников учителям-предметникам. |
Сент.-май |
7 |
Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников. |
В течение года |
8 |
Периодическое списание ветхих и устаревших учебников. |
В течение года |
9 |
Работа по сохранности учебного фонда: - рейды по классам по проверке учебного фонда, |
1 раз в четверть |
10 |
Работа с резервным фондом учебников: ведение его учета, размещение на хранение. |
В течение года |
11 |
Изучение и анализ использования учебного фонда. |
В течение года |
12 |
Работа с каталогами, тематическими планами издательств на учебно-методическую литературу, рекомендованную Министерством просвещения РФ. |
В течение года |
13 |
Расстановка новых изданий в фонде. |
В течение года |
14 |
Оформление накладных на учебники и своевременная передача в бухгалтерию. |
В течение года |
График проведения библиотечных уроков
Кл. |
Содержание работы |
Сроки |
1кл. и д/сад «Морошка» |
Знакомство с библиотекой. Запись в библиотеку. |
сентябрь |
1-4кл. |
Правила обращения с книгой. Правила поведения в библиотеке. |
В течение года |
3-4 кл |
Простейший ремонт книги. Изготовление закладки. |
1 раз в квартал |
2кл |
Выбор книги в библиотеке. Открытый фонд. Порядок расстановки книг на полках. Полочные разделители. Поиск знакомых книг. Поиск книг на заданную тему. |
В течение года |
3-4кл. |
Структура книги. Титульный лист. Оглавление. Содержание книги, ее назначение. Иллюстрации в книге. |
1 четверть |
3-4кл. |
Культура чтения. Условия чтения. Правила обращения с книгой. Гигиена чтения. Ремонт книги и сохранение книги. |
В течение года |
3кл |
Научно-познавательная литература для младших школьников. Писатели-ученые, инженеры, исследователи, путешественники. |
2 четверть |
4-5кл. |
Справочная литература. Энциклопедии. Справочники. Словари. Их структура и назначение. |
В течение года |
5-6 кл |
Ремонт учебников и их сохранность. |
1 раз в квартал |
9-11кл. |
Справочный аппарат библиотеки. |
В течение года |
5кл |
О книге и библиотеке |
октябрь |
2-4кл. |
Структура книги |
В течение года |
2-4кл. |
Оформление книги |
март |
2-4кл. |
Выбор книги в библиотеке |
В течение года |
6кл |
Выбор книг по б/ф. указателям |
В течение года |
4-6кл. |
Справочная литература: энциклопедии, словари, справочники |
В течение года |
7кл |
СБА библиотеки |
В течение года |
4-6кл. |
Книга и ее создатели. Структура книги, использование ее аппарата при чтении |
октябрь |
9кл |
Использование различных типов библиотечных пособий при выборе литературы |
В течение года |
4-9кл. |
Методы самостоятельной работы с литературой |
В течение года |
10-11кл |
Критическая литература. Справочные издания (энциклопедии, словари, справочники, б/ф пособия |
В течение года |
«Неделя детской книги»
№ |
Содержание работы |
Примечание |
1 2 3 4 5 |
Открытие Недели детской книги. Выставка книг «Книжная вселенная» 1 раздел: «Книги-юбиляры 2021». 2 раздел: «Любителям фантастики». 3 раздел: «Забытые шедевры приключенческой литературы». Литературное путешествие по сказкам. Литературный час: « Мы рождены не для войны» Литературная игра « Угадай героя» по сказкам |
21марта 3-6кл. 7,8-9 кл. 3-5 кл. 4кл |
6 |
Выставка книг «Путешествие в страну «Книжана» |
4-6 класс |
7 |
Выставка книг «Веселые книжки, чтобы не скучали ребятишки» |
1кл. |
8 |
Закрытие Недели детской книги. Подведение итогов: награждение победителей и лучших читателей школы |
1-11 класс |
Заведующая школьной библиотекой – Козлова Л.Э.